Ергаки. Западные саяны / Ergaki. West Sayan Mountains.

Уже столько походов пройдено, а в этом новом блоге еще нет ни одного рассказа. По сей день я хорошо помню все наши путешествия по России, в места силы. И постепенно буду рассказывать вам о них под тегом WANDERLUST.

Все маршруты, названия, места, ощущения, чувства и осознания актуальны вне времени.

И сегодня я расскажу о путешествии в Сибирскую тайгу, в природный парк на юге Красноярского края — Ергаки.

Побывать в первозданной Сибирской тайге, вдали от цивилизации, среди кедров, черники, медведей, гор и озёр — было моей маленькой далекой мечтой. В это путешествие мы собрались внезапно. Просто накануне поездки неожиданно взяли билеты Москва-Абакан-Красноярск-Москва.

Тогда я еще не знала, что это будет самый сложный и экстремальный для меня поход из всех, в которые я когда-либо ходила.

Ергаки — это природный парк в самом сердце Западного Саяна, находится между Хакасией и Тывой. Десятки тысяч лет назад эти места покрывали огромные ледники, толщина льда достигала сотни метров. Когда лед начал таять и двигаться, он стал разрушать горы, откалывая огромные глыбы и разбрасывая их вокруг. Ледники перемещали горные хребты на сотни километров, превращая горы в плоские долины. На территории парка были обнаружены останки каменного города высокоразвитой цивилизации: мегалитические сооружения из многотонных блоков, построенные по высоким технологиям, пирамиды, плотина, напоминающая по форме Саяно-Шушенскую ГЭС и многое другое.

Первая наша стоянка была на берегу озера Радужное (Малое Буйбинское), у подножия горы с висячим камнем.

Висячий камень — одно из чудес парка Ергаки. Тысячи лет назад он откололся от скалы и повис на высоте 1км над озером Радужное, по всем законам физики и гравитации он должен был давно упасть. Вес его примерно 500-600 тонн, а площадь, которой он соприкасается со скалой — не более 1 кв.м. Только ленивый путешественник не пытался сдвинуть его с места, самые отчаянные даже ставили под него взрывчатку, камень не сдвинулся ни на сантиметр. Ну что уж тут, я тоже попыталась его подтолкнуть :)

Первые дни шел дождь, температура не поднималась выше +15. Вещи мокли, одежда, палатки, большую часть времени окружающие пейзажи были в молочном тумане.

Через пару дней мы двинулись на следующую стоянку — к подножию спящего Саяна. До места мы добрались уже в кромешной тьме, под ногами хлюпала вода в траве, тогда нам показалось, что мы встали где-то на болоте.

Но утром перед нами предстала совсем иная картина..

Утро нас встретило солнышком, вода из-под ног ушла, мы оказались на берегу маленького питьевого озера.

Если внимательно посмотреть на фотографию, то можно отчетливо заметить в очертании горного хребта профиль Саяна-великана, спящего на спине, сложившего руки на груди.

Спящий Саян — еще одно чудо парка Ергаки. Этот горный хребет удивительным образом в точности повторяет силуэт лежащего человека-великана, причем со всех сторон. Волосы ниспадают вниз, голова, руки на груди, ноги.. По одной из легенд — это мудрый и добрый богатырь Святогор охраняет здешние места и когда этим местам будет угрожать опасность, он проснется и встанет на их защиту.

В горах совсем по-иному воспринимаются время и расстояние. В реальности и на фотографиях горы кажутся намного ближе и меньше, чем они есть на самом деле. Попробуйте найти на этой фотографии сидящего на камне человека в синей куртке, на берегу большого озера)

Надолго мы не задержались у спящего Саяна, после зарядки и завтрака отправились дальше в путь. Обходили Саян со стороны головы, прямо по аккуратно уложенным каменным волосам, в сторону скалы Лягушка.

Редкая фотография вместе с Любимым.. в одном из самых волшебных мест. На самом пике скалы Лягушка. Нет никаких слов, чтобы описать какая красота впереди открывается, какие невероятные дали, просторы. Сколько воздуха, сколько неба, сколько бескрайних кедровых лесов, чистейших, нетронутых. Сколько километров вперед и сколько сотен метров вниз.

Мелкие камешки, лежащие вдоль горы (слева на фотографии) на самом деле размером почти с человеческий рост валуны и нам предстояло карабкаться среди них до следующего перевала Тайгиш-2.

Пройдя мимо столетнего ледника мы перекусили и начали восхождение на категорийный перевал, на высоту 1750м.

Любимый пошел первым, я за ним. Тропинка шла резко вверх, нам приходилось на руках подниматься вместе с тяжелыми рюкзаками. Постепенно тропинка перешла в мелкую сыпучую глинистую почву, выступающих из скалы камней становилось все меньше и меньше. Приходилось цепляться за корни каких-то растений. Пару раз я посмотрела назад, вниз. Под ногами не было видно почвы, словно мы лезли по абсолютно вертикальному обрыву. Страх моментально овладевал всем телом. Хотелось прильнуть всей собой к этой вертикальной стене, прижаться и никуда больше не двигаться. Но вариантов нет, подо мной идет уже следующий человек, каждое мое неправильное движение и ему на голову может упасть камень из-под моих ног. Нужно было контролировать летящие и осыпающиеся камни сверху. Слышать, слушать, концентрироваться, держать баланс и равновесие, контролировать рюкзак и перемещение его веса. На страх не оставалось времени.

В какой-то момент мы уперлись в совсем узкую вертикальную расщелину, с рюкзаком не поместиться. Приходилось снимать все снаряжение, передавать вверх и потом ползти самой..  Это абсолютное "здесь и сейчас". Когда я выползла на самый верх перевала, я наверное была самым счастливым человеком, хотелось и смеяться и плакать одновременно.

Но.. расслабляться было некогда, так как впереди ждал еще более долгий спуск с перевала..

Эти совсем крохотные хвойные кустики — на самом деле высоченные кедры. Спускались мы вниз до самой ночи.

На следующее утро лил дождь, после обеда мы отправились дальше — к озеру Художников.

На протяжении всего нашего маршрута мы горстями кушали чернику и голубику, всё вокруг было усыпано крупной, сочной и спелой ягодой. Чуть реже попадалась брусника. Местами даже собирали кедровые шишки с молочными орешками. Пили воду из чистых озер. Еды и воды вокруг предостаточно, чтобы всегда оставаться сытым)

Любимый искупался в ледяном озере Художников. Сзади возвышается один из самых красивых перевалов в Ергаках — перевал Парабола. Он имеет почти правильную геометрическую форму параболы.

На этой стоянке погода наладилась, выглянуло теплое солнце, я впервые смогла снять куртку.

На следующий день — путь к озеру Горных духов.

Мы обошли озеро справа, вдоль самого берега, по курумнику.

Когда мы к вечеру пришли на место, нашему взору открылся следующий перевал (Птица 2070м), который предстояло пройти на следующий день.

Весь вечер я поглядывала на него, как на неизбежность. Он казался намного длиннее, а самая вершина была покрыта белыми облаками, невозможно было оценить насколько он крутой, вертикальный и сложный. (на правой фотографии — пологое начало перевала, вдоль зеркального склона по курумнику)

Озеро Горных Духов с трех сторон окружено горами и потому имеет свой уникальный микроклимат. Внутри этой «чаши» днями может идти дождь/снег, в то время как сразу за горой — солнце, сухо и по-летнему тепло. Так получилось и с нами.

Я далеко не всегда доставала фотоаппарат из рюкзака, мы были то в пути, то карабкались через перевалы, то дождь, то туман. Поэтому самые экстремальные кадры остались незапечатленными.

Итак, нам предстоял последний, самый длительный перевал через гору.
Утром, в туман мы выдвинулись в путь. Сначала легко шли по траве и камням, потом начался курумник, в ход пошли руки, нередко приходилось карабкаться на четвереньках, камни становились все крупнее, тропинка всё уже. Мы вошли в облако, видимость была пару метров.

Сейчас я понимаю, что туман был необходим, чтобы не видеть насколько высоко мы поднялись и насколько крутой был подъем. Мне так было легче, не видеть, что внизу. Группа затерялась где-то в тумане, мы шли с Любимым вдвоем, кроме его ног я ничего не видела перед собой. Камни были скользкими и мокрыми, становилось все холоднее и холоднее. Склон все вертикальнее и вертикальнее. И вот наверху нас встречает наш организатор с четкой инструкцией, как двигаться дальше. А дальше — несколько метров на четвереньках, с рюкзаком на спине, под огромным выступом скалы, по очень узкой тропинке вдоль 300-метрового вертикального обрыва. уф. Высокая концентрация, ни о чем не думая (особенно о высоте обрыва) надо ползти вперед. Казалось время замедлилось, каждый шаг нужно было делать правильно, без вариантов, каждый шаг мог быть потенциально последним.

Любимый весь поход нес два рюкзака, большой на спине, маленький — спереди, у него не было возможности проползти с таким скарбом под скалой — не помещался. Пришлось ему двигаться боком, стоя спиной к обрыву, выдерживая баланс между двумя рюкзаками. Прямо перед лицом скала, руками придерживался за неровности этой скалы, но они его не держали. Я смотрела на это со стороны и практически не дышала. В какой-то момент он покачнулся, рюкзак на спине перевесил его в сторону обрыва. Это мгновение.. тишина, полный штиль, все происходит медленно.. руки Любимого оторвались от скалы.. но в то же мгновение он подался вперед, к горе и смог выровнять равновесие. занавес.

Мы прошли это сложное место. И вышли на небольшую площадку на самом пике перевала. Было очень холодно, шел дождь, мы сели с сестренкой под большим камнем, укрылись с головой дождевиком и ждали остальных ребят.

Наградой за тяжелый подъем стал легкий спуск. Казалось мы спускаемся куда-то в рай: облака расходились на глазах, теплело и светлело, дождь прекратился, начиналось лето) Впереди красота и четкая тропинка по обычной, совершенно обычной (!) дороге, по земле.. Мы шли к озеру Светлое.

Впервые за весь поход мы спустились в кедровый лес. Волшебно в кедровом лесу..

Последнее наше место стоянки — озеро Светлое.

Весь следующий день у нас была практика Молчания. Каждый занимался своими делами. Мы с Любимым и моей сестренкой гуляли по лесу в полной тишине, собирали ягоды, готовили обед. Общаясь только взглядами и мыслями.

Набрали немного кедриков-малышей, которые проросли прямо во мху на валунах. Попробуем посадить их в нашем сосновом лесу, в питомнике.

Моя лесная фея..

На Светлом озере мы были полтора дня и две ночи. Затем отправились в наш последний переход по лесу, вдоль реки, на выход — откуда и начинали свой путь.

В итоге наш маршрут по Ергакам выглядел так:

оз.Радужное — Висячий камень — Спящий Саян — Скала Лягушка — Перевал Тайгиш-2 — оз. Художников — Скала Парабола — оз. Горных Духов — Перевал Птица — оз.Светлое — река Тушканчик

Горы..

В горах испытываешь себя. Горы очищают, там просто невозможно по-другому. Там реальная жизнь, не оторванная от жизни природы, не рафинированная, не ограниченная правилами и искусственным комфортом. Там по-другому. По-настоящему как-то.

В горы собираются разные люди, по возрасту, по физической подготовке, по профессии.. но это неважно. Никому не важно кто ты, сколько языков знаешь, сколько дипломов имеешь и какую должность занимаешь. В горах ты просто человек и от того, какой багаж у тебя в сердце, от этого зависит как много ты сможешь увидеть. Горы открываются не каждому. Они открываются чистому сердцу. Кто-то промчится мимо сокровенного в своих думах и мыслях, анализируя высоту-долготу-широту, все измеряя в цифрах и научных показателях.. а кто-то с пустой головой и открытым сердцем будет воспринимать жизнь заново.

Однажды побывав в горах.. пешком, своими ногами, своими силами, там, куда не доставят тебя фуникулеры, вездеходы, машины, где прикасаешься к самой глубине, к самому сердцу природы.. в самую колыбель. Однажды побывав там — всю жизнь будет тянуть в горы снова и снова.

И небольшое видео с нашего путешествия.

Обязательно включите максимальное качество)

Краткая информация о путешествии в Ергаки:

• Лучшее время для посещения — первая половина августа, в июне-июле могут идти дожди неделями
  • Из-за переменчивой погоды в горах обязательно иметь с собой: теплую куртку, шапку, непромокаемую обувь и дождевик
  • Ближайшие к Ергакам города — Кызыл, Абакан, Минусинск и Красноярск
  • В парке запрещено разжигать костры, нужно брать с собой газовые горелки
  • Помнить о медведях, они не редкие гости в лагерях
  • Карта Ергак: http://www.ergaki-park.ru/assets/files/otcheti/ergaki_karta.pdf
  • Официальный сайт природного парка: http://www.ergaki-park.ru
  • Организаторы нашего похода — Архиповы Владимир и Юлия в рамках движения "Дитя природы"